Психологические аспекты сопровождения приемного ребенка в замещающей семье

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная социально-психологическая реабилитация, успешная интеграция в общество, развитие института замещающей семьи.  Всем известно одно из главных требований Главы государства – чтобы каждый ребенок, проживающий в нашей республике, воспитывался в семье. Будет семья родная или приемная, главное -   чтобы ребенок чувствовал близкое плечо взрослого человека, родительское тепло, участие и понимание.

Часто бывает так, что дети, определенные на воспитание в замещающую семью, имеют сложную, а иногда и трагичную жизненную историю. Поэтому к этой категории несовершеннолетних нужно находить максимально индивидуальный подход через особое, бережное отношение.

С психологической точки зрения, главным в замещающих семьях является неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что плодотворно скажется на самоидентификации ребенка, будет способствовать формированию ответственного отношения как к себе, так и к другим людям. К тому же, жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей), наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.

Если Вы планируете создать замещающую семью, подумайте, пожалуйста, над следующим, и желательно, чтобы на все пункты Вы сами себе сказали «да, это так!»:

1. Вы готовы принимать ребенка по причинам, не противоречащим главной цели усыновления: максимальной пользы для общефизического развития и формирования здоровой личности ребенка.

2. Вы готовы находиться в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка с точки зрения естественной возрастной разницы между родителями и детьми.

3. Вы считаетесь физически и психически здоровым человеком, а домашние условия, в которые планируете принять ребенка, являются гарантией его здорового и полноценного развития.

4. Вы сможете предоставить достаточно убедительную гарантию в постоянстве семейных отношений.

5. Вы можете проявить такие личностные качества и способности, которые реально обеспечат гармоничное развитие ребенка, его оптимальное включение в жизнь и деятельность общества, создадут у него ощущение заботы, тепла и любви.

В то же время знайте, что существует ряд неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности приемного ребенка, но и нанести урон его психическому здоровью. К таким факторам, во-первых, относятся мотивы принятия ребенка в семью приемными родителями. Что это за мотивы? Желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма. Некоторые мотивы могут быть продиктованы личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (отсутствие взаимопонимания). Старайтесь исключать подобные установки.

Вместе с тем, приемные родители до момента появления в их семье ребенка часто фантазируют, формируют свои ожидания и нормы поведения, которые характерны для них в связи с предстоящим усыновлением. Надо понимать, что ребенок, пытаясь интегрироваться в семейную систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает.

Бывает так, что при появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности, но не забывайте, еще сложнее самому приемному ребенку. Нередко случается так, что такие дети переносят на приемных родителей обиды, накопившиеся на биологических родителей, по тем или иным причинам оставивших их. Возможно, в силу своего прежнего воспитания и опыта проживания в асоциальной среде ребенок склоннен к агрессии, лжи, воровству и различным девиациям. Вооружитесь поддержкой специалистов, расширяйте свои познания в вопросах стиля семейного воспитания, бесконфликтного поведения и толерантности.

Замещающим родителям не следует создавать и поддерживать образ ребенка, который в реальной действительности ему не соответствует, гораздо лучше развивать то доброе и стоящее, что у него уже заложено природой.

Конечно же, ребенок требует значительных усилий по уходу за собой, поэтому корректно и ненавязчиво обучайте его основам гигиены, пусть это войдет у него в привычку.

Во время адаптационного периода в дошкольном учреждении или школе, по возможности, сопровождайте его, интересуйтесь успехами, всячески поддерживайте и вселяйте веру в свои силы, в то, что все обязательно будет хорошо!