Проблемы воспитания гиперактивных детей

Проблемы воспитания гиперактивных детей

I. Теоретическая часть.

Проблемы воспитаний гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений. Несмотря на то, что в деле воспитания ребенка принимают участие и стараются помочь многие (воспитатели, учителя, руководители кружков), семья несет основной груз ответственности за поведение сына или дочери.

Гиперактивность – прямой перевод соответствующего англоязычного термина hyperactivity (слишком/чрезмерно активный). Но ведь это буквально понимаемое слово далеко не всегда обозначает особенность ребенка, нарушающую адаптацию и его существование в социуме. Достаточно давно в психологической и медицинской литературе используется аббревиатура СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) как особый медицинский диагноз.

Существует несколько толкований термина «гиперактивность». Первая трактовка – прямое определение, то есть тот случай, когда ребенок является чрезмерно (с точки зрения взрослого) активным, но эта активность абсолютно целенаправленная. То есть такой ребенок не хаотичен в своих действиях, а планомерно и достаточно быстро движется к достижению своей цели. Такой ребенок может браться за несколько дел одновременно, но, как правило, большинство из них он доводит до конца. Можно привести пример, когда девочка шести с половиной лет одновременно играет в куклы и делает свои немудреные уроки, соотнося оба эти действия и доводя их до логического конца. Конечно, со стороны на это смотреть странно, но нельзя не отметить, что оба действия в результате оказываются законченными: и уроки сделаны, и куклы «накормлены».

Критериями данного варианта гиперактивности являются: целенаправленность, наличие программы конкретной деятельности и контроль ее выполнения, результативность и продуктивность этой деятельности. Другое дело, что взрослому может быть непонятно, как это у девочки получается делать все одновременно. Именно такой вариант можно назвать истинно гиперактивным, где отражается именно отечественное понимание активности. Следует отметить, что при этом совершенно естественно у ребенка повышена и двигательная активность, но она целенаправленна и продуктивна.

В другом случае, при внешней схожей картине поведения, мы наблюдаем отсутствие целенаправленности и продуктивности деятельности, хотя остается моторный компонент и скорость, с которой ребенок хватается за то или другое дело. Такой тип поведения и состояния скорее можно назвать расторможенным и импульсивным, но никак не гиперактивным в том смысле, в котором это описывалось выше. Именно при такого рода особенностях развития мы чаще всего имеем дело с недостаточностью, дефицитарностью как целенаправленности деятельности, так и процессов целеполагания.

Аналогичный анализ можно провести и в отношении понятия «дефицит внимания». В настоящее время такое нарушение адаптации, как двигательная расторможенность, рассматривается специалистами как имеющее самые разные причины: органические, психические, социальные. Однако большинство авторов расценивают их преимущественно как результат тех или иных проблем органического, неврологического характера.

По данным К. Барта, до 20% всех детей дошкольного возраста имеют своеобразное поведение, при этом такие формы поведения, как двигательное беспокойство, бесцельная активность, сопровождаемые импульсивностью, стоят на первом месте. Российские исследователи синдром гиперактивности выявляют у 23% учащихся младших классов. Следует отметить, что 40% этих детей имеют трудности в обучении, а у 26% они достигают степени учебной декомпенсации. Известно, что у девочек подобные проблемы встречаются в 4-5 раз реже, чем у мальчиков.

Стандартом для оценки поведения как гиперактивного служит комплекс следующих признаков:

1) двигательная активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития;

2) имеет раннее начало (до 6 лет);

3) большую длительность (или постоянство во времени);

4) обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в школе, но и дома, на улице, в больнице и пр.).

Данные о распространенности гиперкинетических (гиперактивных) расстройств варьируется в широких пределах – от 2 до 23% детской популяции. Гиперкинетические расстройства, возникающие в детском возрасте, при отсутствии профилактических мер нередко приводят не только к школьной дезадаптации – неуспеваемости, второгодничеству, нарушениям поведения, но и к тяжелым формам социальной дезадаптации, далеко выходящим за пределы детского и даже пубертатного возраста.

Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его оказывается трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5-2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризничает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, вскочить, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энурезом.

Гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость в рамках нормальной детской психодинамики. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, пресыщаемость с потребностью в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, - дома, в подготовительной группе детского сада, в подготовительных группах общеобразовательной школы.

Начиная с 1-го класса гипердинамические расстройства у ребенка выражаются в двигательной расторможенности, суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении задач. При этом нередко наблюдается повышенный фон настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием, недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, плохо организованная и слаборегулируемая активность.

Гиперактивные дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время урока, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки; при этом такие дети сами говорят, что им «необходимо разрядиться», «сбросить энергию».

Гиперкинетические расстройства выступают в сочетании с церебрастеническим синдромом, признаками психического инфантилизма, патологическими личностными особенностями, выраженными на фоне двигательной расторможенности в большей или меньшей степени и еще более осложняющими школьную и социальную адаптацию гиперактивного ребенка. Часто гиперкинетические расстройства сопровождаются неврозоподобными симптомами: тиками, энурезом, энкопрезом, заиканием, страхами – длительно сохраняющимисяобычными детскими страхами одиночества, темноты, домашних животных, белых халатов, медицинских манипуляций или быстро возникающими навязчивыми страхами, имеющими в основе психотравмирующую ситуацию.

Признаки психического инфантилизма при гиперкинетическом синдроме выражаются в свойственных более раннему возрасту игровых интересах, доверчивости, внушаемости, зависимости, нежности, непосредственности, наивности, зависимости от взрослых или более уверенных в себе приятелей. В силу гиперкинетических расстройств и черт психической незрелости ребенок предпочитает только игровую деятельность, но и она не захватывает его длительно: он постоянно меняет свое мнение и направление активности в соответствии с тем, кто возле него находится. Совершая необдуманный поступок, он сразу же в нем раскаивается, уверяет взрослых в том, что «будет хорошо себя вести», но, попадая в сходную ситуацию, вновь и вновь повторяет порой небезобидные шалости, исход которых не умеет предвидеть, просчитать. В то же время из-за ласковости, беззлобности, искренних раскаяний в содеянном такой ребенок бывает чрезвычайно привлекателен и любим взрослыми. Дети же часто отвергают его, так как с ним невозможно продуктивно и последовательно играть из-за его суетливости, шумливости, стремления все время менять условия игры или переходить от одного вида игры к другому, из-за его непоследовательности, изменчивости, поверхностности.

Гиперактивный ребенок быстро знакомится с детьми и взрослыми, но так же быстро «изменяет» дружбе в стремлении к новым знакомым и новым впечатлениям. Психическая незрелость у детей с гиперкинетическими расстройствами определяет относительную легкость возникновения у них различных преходящих или более стойких отклонений, нарушение процесса формирования личности под воздействием неблагоприятных факторов – как микросоциально-психологических, так и биологических. Наиболее часто встречаются у гиперактивных детей патологические черты характера с преобладанием неустойчивости, когда на первый план выступают отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие интереса и навыка к труду. Незрелость эмоционально-волевых свойств личности подростков с неустойчивым вариантом обусловливает их повышенную склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе и отрицательных (уходы из дома, школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление алкогольных напитков).

Гиперкинетические расстройства в преобладающем большинстве случаев постепенно редуцируются к середине пубертатного возраста – в 14-15 лет. Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и профилактики, нельзя ввиду того, что гиперкинетические расстройства, будучи мягкой, пограничной психической патологией, порождают тяжелые формы школьной и социальной дезадаптации, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.

С первых же дней школьного обучения ребенок оказывается в условиях необходимого выполнения дисциплинарных норм, оценки знаний, проявления собственной инициативы, формирования контакта с коллективом. В связи с чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью, отвлекаемостью, пресыщаемостью гиперактивный ребенок не соответствует требованиям школы и в ближайшие месяцы после начала учебы становится предметом постоянного обсуждения в педагогическом коллективе. Он ежедневно получает замечания, записи в дневнике, его обсуждают на родительских и классных собраниях, его ругают учителя и администрация школы, ему угрожают исключением или переводом на индивидуальное обучение. На все эти акции не могут не реагировать родители, и в семье такой ребенок становится причиной постоянного разлада, ссор, споров, что порождает систему воспитания в виде постоянных взысканий, запретов и наказаний. Педагоги и родители пытаются сдержать его двигательную активность, что само по себе невозможно из-за физиологических особенностей ребенка. Гиперактивный ребенок мешает всем: учителям, родителям, старшим и младшим братьям и сестрам, детям в классе и во дворе. Его успехи при отсутствии специальных методов коррекции никогда не соответствуют его интеллектуальным природным данным, то есть он учится значительно хуже своих возможностей. Вместо двигательной разрядки, о которой ребенок сам говорит взрослым, его заставляют многими часами совершенно непродуктивно просиживать за приготовлением уроков.

Отторгаемый семьей и школой, непонятый, неуспешный ребенок рано или поздно начинает откровенно пренебрегать школой. Чаще всего это происходит в 10-12 лет, когда ослабевает родительский контроль и ребенок получает возможность самостоятельно пользоваться транспортом. Улица полна развлечений, соблазнов, новых знакомых. Именно здесь гиперактивный ребенок никогда не скучает, улица удовлетворяет присущую ему страсть к непрерывной смене впечатлений. Здесь никто не ругает, не спрашивает об успеваемости; здесь сверстники и дети постарше находятся в таком же положении отторжения и обиды; здесь ежедневно появляются новые знакомые; здесь впервые ребенок пробует первую сигарету, первую рюмку, первый «косячок», а иногда и первый укол наркотика. Из-за внушаемости и подчинения, отсутствия сиюминутной критики и возможности прогнозировать ближайшее будущее дети с гиперактивностью часто становятся членами асоциальной компании, совершают криминальные акты или присутствуют при них. При наслоении патологических черт характера социальная дезадаптация становится особенно глубокий (вплоть до учета в детской комнате милиции, судебного следствия, колонии для несовершеннолетних правонарушителей). В препубертатном и пубертатном возрасте, почти никогда не являясь инициаторами преступлений, гиперактивные школьники часто пополняют криминальные группировки.

Таким образом, хотя гиперкинетический синдром, становясь особенно заметным уже в младшем дошкольном возрасте, значительно (или полностью) компенсируется в течение подросткового периода за счет снижения двигательной активности и улучшения внимания, такие подростки, как правило, не достигают уровня адаптации, соответствующего их природным данным, поскольку социально декомпенсируются уже в младшем школьном возрасте, и эта декомпенсация может нарастать при отсутствии адекватных коррекционных и лечебных подходов. Между тем при правильной, терпеливой, постоянной лечебно-профилактической и психолого-педагогической работе с гиперактивным ребенком можно предотвратить глубокие формы социальной дезадаптации. В зрелом возрасте в большинстве случаев остаются заметными признаки психического инфантилизма, патологические черты характера, поверхностность, отсутствие целеустремленности, внушаемость.

Тактика профилактики

При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего следует продумать организацию его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие занятиям в школе или посещению детского сада, у такого ребенка должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой – наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. Как показывает практика, после одного-двух часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойнее сидят на уроках, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал. Наиболее адекватна в младшей школе организация для таких детей первых двух уроков физкультуры. К сожалению, по существу, ни в одном школьном учреждении такая практика не находит применения из-за трудностей с расписанием занятий.

Понимающие особенности ребенка родители иногда сами организуют физические упражнения, бег на свежем воздухе до начала занятий, что немедленно оказывает положительное действие на успеваемость и дисциплину. Имея в одной школе десятки детей, страдающих гиперкинетическим расстройством, для предупреждения школьной и социальной дезадаптации администрация каждой школы в состоянии обеспечить этим детям возможность адекватной физической нагрузки во время перемен и после уроков. Для этого в физкультурный зал или другое достаточно просторное помещение целесообразно поставить тренажеры, батуты, шведскую стенку и позволить гиперактивным детям под контролем дежурного педагога проводить в таком помещении перемены.

Наряду с организацией повышенных физических нагрузок во время перемен таким детям рекомендуются также повышенные двигательные нагрузки во время уроков физкультуры в школе. Кроме того, детям с двигательной расторможенностью для выработки усидчивости полезны и занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения, движения и в то же время пластики, внимания, тонких моторных действий; при этом не рекомендуются силовые виды спорта. Чем раньше вводятся занятия спортом, тем выше положительный эффект, сказывающийся прежде всего на успеваемости гиперактивного ребенка.

II. Практическая часть.

Упражнения, которые можно использовать при работе

с гиперактивными детьми

Игры для детей дошкольного возраста

1. Упражнение «Аист» (на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости).

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

- Аист-птица, аист-птица,

Что тебе ночами снится?

- Мне болотные лягушки!

- А еще?

- Еще? Лягушки!

Их ловить – не изловить…

Вот и все!

Пора ходить!

Дети ходят на месте. Затем они декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» движения (машут «крыльями»):

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте):

- Топай правой ногой,

Топай левой ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

2. Упражнение «Цап!» (пальчиковая игротерапия).

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?

Кошки, мышки,

Зайцы и зайчишки.

Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

3. Упражнение «Звуки прибоя» (релаксация).

Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.

Ведущий: Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги – нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох – выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди – становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся. Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать.

4. Упражнение «Кораблик» (на развитие умения регулировать мышечный тонус).

Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево – прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону – прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

5. Упражнение «Сосед, подними руку!» (на тренировку сосредоточенности).

Играющие, стоя или сидя, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

6. Упражнение «Сломанная кукла» (на развитие мышечной саморегуляции).

Ведущий: Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть. Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все – куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

7. Упражнение «Дерево» (релаксация).

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

8. Упражнение «Буратино» (на преодоление расторможенности).

Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9. Упражнение «Пуговицы» (на развитие внимания).

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки.

Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания – 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

10. Упражнение «Оловянный солдатик» (на развитие саморегуляции).

Ведущий: Когда вы возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!

Игры для детей школьного возраста

1. Упражнение «Антарктида» (развитие координации движений, способности взаимодействовать).

Материал: несколько больших листов бумаги.

Ведущий (раскладывая на полу несколько больших листов бумаги): Дети, вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины).

Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» – должны запрыгнуть на льдины (листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

  1. Упражнение «Похвалилки» (развитие внимания, памяти).

Все участники встают в круг. Ведущий выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо…» – называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо…». Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!».

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

На первых этапах игры чаще всего и дети, и взрослые называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобиль». Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень достойных качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранить секреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» и др.

Очень важно проследить, к чему стремится каждый ребенок в ходе игры, какая потребность является для него ведущей: оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты (тогда он называет качество или действие, которым вряд ли кто-то, кроме него, может похвастаться) или стать частью общей группы, найти единомышленников (тогда он заведомо называет то, что свойственно многим участникам).

  1. Упражнение «Умельцы» (на развитие внимания, памяти).

Вариант 1. Ведущий говорит: «Среди нас сегодня есть участники, которые очень хорошо умеют делать многое в жизни. Сейчас я буду называть действия, а вы – участника, который это умеет делать. Но прежде чем назвать имя, нужно быстро поднять руку и попросить у меня мяч».

Вариант 2. Проводится аналогично варианту 1, но ведущий называет не действие или качество, а имя. Участники вспоминают, что этот конкретный человек умеет делать.

Вариант 3. Ведущий называет качество или действие и просит встать (похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть) всех, кто считает, что это относится к нему. Причем присоединиться может любой, даже тот, кто не признался в данном умении в ходе выполнения предыдущего упражнения.

Этот вариант выполнения задания помогает также объединить ребят, поскольку участники видят, как много у них общих умений и качеств.

4. Игра «Подпрыгни, пожалуйста» (на развитие внимания).

Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные» или вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста» и др. Далее взрослый сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если ведущий попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если взрослый забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «А теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

Затем взрослый просит кого-то из участников побыть в роли ведущего.

5. Упражнение «Цветик-семицветик» (обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств).

Каждая пара (желательно участие ребенка и родителя) получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Прежде чем участники приступят к работе, ведущий собирает всех в круг и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в парах. Взрослый и ребенок по очереди завершают предложения. Ответы на вопросы должны быть краткими.

Варианты незаконченных предложений на лепестках могут быть следующими:

- Я радуюсь, когда…

- Мне весело, когда…

- Я волнуюсь, когда…

- Я огорчаюсь, когда…

- Мне хочется плакать, когда…

- Я люблю, когда…

- Я хочу, чтобы ты…

После окончания упражнения представители пар делятся своими впечатлениями в свободной форме, по желанию могут рассказать, что их удивило в ответах партнера.

6. Игра «Кто последний» (тренировка навыков саморегуляции, внимания).

Ведущий загадывает загадки. Участники, которые знают ответ, поднимают руку (тот, кто выкрикнул ответ, не подняв предварительно руку, штрафуется: выходит из круга и теряет право отвечать на следующий вопрос). Ведущий же спрашивает того, кто последним поднял руку.

7. Игра «Говори…» (развитие умения контролировать импульсивные действия).

Ведущий: Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Ведущий делает паузу.) Говори… Какого цвета занавески в нашей комнате? Говори… Какой сегодня день недели? Говори…

Сначала игра проходит по кругу, затем – в парах. Взрослый и ребенок (или два ребенка) по очереди задают друг другу вопросы и подают сигнал «Говори».

Обсуждение игры проходит в кругу.

8. Игра «Черепахи» (контроль своих действий, внимательность).

Участники встают по одну сторону ковра, взрослый стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

В процессе обсуждения дети рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.

9. Упражнение «Букет» (развитие внимания, быстроты реакции).

Водящий стоит в центре круга сидящих на стульях участников. Дети выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или самими участниками. Например: роза, ландыш и пион. Если в группе 12 человек, то будет по 4 цветка каждого вида. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал. А по команде «букет» меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становится следующим водящим.

10. Упражнение «Утка-гусь» (развитие внимания, быстроты реакции).

Участники садятся на пол в круг, водящий стоит за кругом. Он идет по часовой стрелке и, прикасаясь к голове каждого, говорит «Утка, утка… гусь». Участник, которого называют гусем, должен встать и догнать водящего. Водящий должен, обежав круг, успеть сесть на место «гуся». Если участник догнал водящего, то водящий остается водить следующий кон.

Методист МОИРО И. Н. Бутвиловская