Лживость в поведении детей

Лживость – форма поведения, направленного на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, 
у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности. Формированию лживости как личностной черты способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение
к себе внимания окружающих.

Часто родители сами отчасти виноваты в том, что их дети врут. Слишком большое количество запретов по любому поводу, непосильные требования, наказания могут послужить причиной того, что ребенок начинает хитрить. Также причиной может являться то, что ребенку не хватает родительского внимания, тепла, заботы, родители являются недосягаемыми для него. Тогда ложь является способом получения хоть и отрицательного, но внимания.

Или, например, родители уделяют внимание ребенку только тогда, когда он делает успехи в чем-либо (получает хорошие отметки, побеждает в соревнованиях и т.п.) – т.е. их любовь является условной. Тогда ребенок, который по своим природным способностям не может соответствовать завышенным требованиям мамы и папы и в тоже время хочет, чтобы его любили, вынужден врать и придумывать поводы для того, чтобы получить родительское внимание.

Чтобы изменить ситуацию, надо укрепить и улучшить взаимоотношения с ребенком. Не срывайте на нем свою усталость и нетерпение. Ребенок, замученный постоянными нравоучениями и криком, начинает лгать, чтобы приукрасить себя и свое поведение, то есть ложь становится для него особым защитным механизмом.

Не стоит также лишний раз задавать провокационный вопрос, когда вы точно знаете, что ребенок вам соврет. И не надо ругать, наказывать ребенка за ложь. Наоборот, вы должны показать ребенку, что полностью ему доверяете. Гораздо эффективнее оставить ребенка наедине с ложью, чтобы он понял бессмысленность своего вранья. Муки совести гораздо хуже, чем страх возможного наказания.

 

Милый лжец

Ложь на нашей планете возникла одновременно с появлением Человека Разумного, а точнее, когда это двуногое прямоходящее существо в совершенстве овладело членораздельной речью. С тех пор обман сопутствует нам непрерывно. Но почему, собственно, мы так много врем? Врагам и друзьям, знакомым и незнакомым, родным и близким, даже самим себе. Вопрос, конечно, почти риторический, но отнюдь не бесполезный. Во всяком случае, психологии обмана посвящено немало научных работ.

Пытаясь в этом разобраться, прежде всего, скажем, что способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости («Он совершенно не умеет врать!») до столь же патологической лживости («Ни одному его слову верить нельзя!»).

Российский ученый Юрий Щербатых дает следующую классификацию обмана:

· обман ради извлечения выгоды с нанесением вреда обманутому;

· обман ради выгоды без нанесения вреда;

· обман без очевидной выгоды. Действительно, соврать можно и просто из вредности и зависти;

· обман из благих побуждений;

· обман, не приносящий ни очевидной, ни скрытой выгоды никому – если, конечно, не считать собственного удовольствия. К этой категории обмана (или самообмана) относятся безобидные мечты и фантазии, в которые каждый из нас пускался хоть раз в жизни.

·

Маленькие лгунишки

Врачи дифференцированно подходят к проблеме детской лжи, считая, что это не какая-то особая болезнь, а чаще всего крайний вариант здоровой детской психики. Ребенок, чтобы привлечь к себе внимание, часто стремится приукрасить свои достоинства или выдумать их. Эмоционально незрелые, инфантильные личности с гипертрофированным честолюбием и самолюбием лгут в стремлении выделиться, вызвать восторг окружающих. Они страдают трудноисправимой лживостью, которая ограничивается преувеличением своих достоинств. Чаще к такому роду лжи прибегают девочки, большинство из них по мере созревания избавляются от этого недостатка.

Ложь может быть своеобразной реакцией протеста и средством компенсации физической или психической ущербности. Лишь в редких случаях детская лживость является патологической и нуждается в лечении. Однако нужно помнить: то, что является нормой для одного возраста, может стать патологией для другого. Выдумки и фантазии характерны для маленьких детей, но в некоторых случаях склонность ко лжи может зафиксироваться, и ребенок привыкает лгать. Склонность ко лжи может появиться в подростковом периоде, она связана с особенностями психики подростка – обостренным стремлением к самостоятельности, сложными мечтаниями, критическим отношением к близким.

«Из любви к искусству»

Впрочем, классифицировать лгунов можно еще проще: одни врут совершенно сознательно, потому что их вынуждают обстоятельства или жжет корысть, другие – потому что не врать просто не могут. Ложь у некоторых детей и подростков с элементами психического инфантилизма превращается в самоцель. Эти патологические лжецы – совершенно особая категория. Они могут получать личную пользу от своего обмана, а могут и не получать, но заранее о выгоде никогда не думают. Их ложь – такой же органический процесс, как естественные отправления. Они лгут «из любви к искусству».

Псевдология – патологическая склонность ко лжи, наверное, самый интересный объект исследования психологов и психиатров. Это странное качество может проявляться в очень раннем возрасте. Когда юное существо, едва научившееся выговаривать слова, глядя в глаза родителей безмятежным чистым взглядом, громоздит чудовищное и нелепое вранье, бабушки хватаются за сердце, матери за голову, а отцы за ремень.

Глядя на старших...

Пример обмана для детей чрезвычайно заразителен. Поэтому не столько сам ребенок виноват в своей лживости, сколько окружающие его люди. Ребенок охотно копирует не только поведение родителей, но и их этические установки. Лживость культивируется в ребенке, а ее «необходимость» объясняется различными мотивами. Но одновременно с лживостью в ребенке воспитывается цинизм, подозрительность, неуважение к людям и т.п. Из таких детей нередко вырастают духовно опустошенные, расчетливые, несчастливые люди.

До сих пор современная психология и психиатрия не имеют четкого представления о причинах патологической лжи. Специалисты условно сходятся на том, что в ее основе могут лежать и наследственные психогенные факторы, и признаки психических аномалий, а также индивидуальные особенности развития в определенном возрасте. Известный российский психолог профессор Вадим Петровский определяет патологическую ложь как проявление сложившейся в детстве демонстративной и в то же время психопатической личности, добивающейся таким способом иллюзорного удовлетворения нереализуемых потребностей. Преодолеть этот способ поведения уговорами нельзя, нужна поддержка психотерапевта.

 

«Фантазеры»

Иногда за ложь принимают бредоподобные фантазии, когда ребенок углубляется в свои переживания, отрывается от реального мира, уходит
в причудливый мир перевоплощений, фантазий, стремлений.

Своевременная коррекция и лечение у специалистов по большей части достигают положительного результата, если к тому же родители в отношениях с ребенком занимают совершенно жесткую позицию. Такая позиция должна быть основана отнюдь не на «ремнетерапии», а на стимулировании правдивости, создания и закрепления устойчивого поведенческого рефлекса: «Правда – хорошо!». Этот момент настолько важен, что не лишним будет повторить: не «Ложь – плохо»", а именно: «Правда – хорошо!», В любом случае работа с детьми должна быть длительной, а главное – тактичной.

Воспитание, родительский пример, влияние окружения – каждый из этих факторов представляет собой отдельный кирпичик в основании формирования личности. Для ребенка обмана не существует, потому что он все принимает как истину. И то, что мы принимаем за ложь ребенка, вовсе не ложь, а фантазия, в которую он сам истово верит больше всех на свете. Не дай бог родителям неосмотрительно рушить детские фантазии!

Как помочь малышу

В процессе ликвидации у ребенка склонности к лживости, необходимо всегда учитывать его личностные особенности. Так, инфантильные дети больше поддаются внушению; честолюбивые легче перевоспитываются, если обращаться к их самолюбию и чувству собственного достоинства; застенчивые лгунишки требуют осторожного и в то же время решительного подавления в них лживости.

 

Подростковая ложь

Гораздо более серьезные проблемы возникают у родителей, когда они понимают, что их повзрослевший ребенок постоянно говорит неправду. Да и причины подростковой лживости другие, чем у детей младшего возраста. Иное, чем у взрослых, видение мира и переживание подростком невозможности что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи. Она связана с тем, что сам подросток еще достаточно плохо осознает реальные мотивы своего поведения; он как бы чувствует внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим. Отсюда, кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход
в себя в ответ на просьбы родителей и учителей объяснить причины своего поведения. Подобные случаи сегодня не менее часты, чем ложь, вызванная боязнью наказания.

Очень часто подростки лгут потому, что компания сверстников ждет от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других. И приоритеты, как правило, смещаются в сторону сверстников, которые, как известно, очень значимы для подростков. Нравится это родителям или нет, но по мере взросления ребенка в его жизни все более значимую роль начинают играть сверстники. И с этим приходится считаться.

В одном исследовании, которое психологи проводили с детьми и их родителями, обеим группам было предложено оценить некоторые утверждения. Результаты показали, что мнения подростков и родителей в чем-то схожи, а в чем-то разительно отличаются. Например, с высказыванием: «Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что характеризует их в жизни» – согласились большинство подростков, но очень мало взрослых. А высказывание: «Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди» – считают справедливым и те, и другие. Зато с утверждением: «Подростки перенимают взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все» – очень неохотно соглашаются подростки, но почти все взрослые считают его верным. Отсюда можно сделать вывод, что взрослым следует тактично
и с пониманием относиться к подростку, который стремится и быть независимым, и в то же время принадлежать к группе своих сверстников. Дружба
и понимание товарищей для подростка – важные, определяющие поведение моменты в их жизни.

В сущности, воспитание честности в подрастающем поколении не такая уж сложная задача, успешно решаемая без малейшего участия психологов в миллионах и миллионах нормальных семей. Живи «не по лжи», доказывай и показывай, что правда всегда выгоднее; что ложь, как и любой грех перед обществом, рано или поздно обернется возмездием.