Виды нарушения поведения у детей и подростков

Виды нарушения поведения у детей и подростков

Нарушение поведения – это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий или поступков, в которых реализуются внутренние побуждения человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальные нарушения поведения).

Критерии нарушения поведения:

- воровство;

- побеги из дома;

- намеренная лживость;

- прогулы школьных занятий;

- участие в поджогах;

- вандализм (разрушение общественной собственности);

- нападение на людей;

- разрушение чужой частной собственности;

- физическое или сексуальное насилие;

- жестокость по отношения к людям или животным.

Психологический диагноз нарушений поведения определяется, если три признака (критерия) наблюдаются в течение не менее полугода. Причинами отклонений в развитии и поведении детей чаще всего являются безнадзорность в семье, психологическая изоляция в классном коллективе, отрицательная микросреда, недостатки и ошибки в семейном и школьном воспитании. Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежительного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т.е. к формированию асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), влияющих на мотивацию отклоняющегося поведения, в том числе и преступного, поведения.

Типы семейного воспитания, провоцирующие нарушения поведения

Гиперпротекция:

1) авторитарная – родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребность в общении, часто используют наказание как основной метод воспитания;

2) доминирующая – ребенок находится в центре внимания родителей, которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, однако предъявляют к нему непомерные требования, которые не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований применяют очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишают ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга;

3) требовательная – родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако предъявляют ему чрезвычайно большие требования. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, такая ситуация грозит невротическими срывами у детей;

4) ограничивающая – все те же характеристики, что и у предыдущего стиля, однако различие этих стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, во втором – нет, т.е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена. При таких стилях воспитания у ребенка формируется не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, нарушении социальных норм;

5) снисходительная – дети находятся под бдительным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем. Они живут в атмосфере высоких требований и многочисленных запретов, которые значительно ограничивают свободу и самостоятельность. При таком стиле воспитания ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым и неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим все позволено, и, как следствие этого, бунт против родительского диктата, стремление
к конфронтации с ними;

6) потворствующая – отличается пристальным вниманием родителей
к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которых ребенок находится в семье на правах ее кумира. Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, скучных неприятных домашних обязанностей, постоянно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности.

Гипопротекция:

1) потворствующая – отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью, решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика «задабривания» детей путем максимального
и некритичного удовлетворения их материально-бытовых и других потребностей;

2) скрытая – стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания, однако предъявляют детям требования, которые значительно выше их возможностей. Вместе с тем, выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, т.е. не контролируется со стороны родителей.

Подвид скрытая гипопротекция с жестким обращением – отличается полной самоустраненностью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Взаимодействие с ребенком строится только на предъявлении к нему непомерных требований
и строгих наказаний за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение. Это стиль воспитания, основанный на отсутствии любви и симпатии к ребенку (ребенок – «Золушка»). В результате усиливаются реакции эмансипации, а также острые аффективные реакции, сопровождающиеся агрессией, гневом и раздражительностью;

3) жесткая – характерна для семей детей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания. Вместе с тем для родителей характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье царит атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у детей могут сформироваться жестокость и озлобленность.

Эмоциональное отвержение – такой стиль воспитания характеризуется эмоциональной отчужденностью, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей. При этом возможны две модели воспитания:

а) когда ребенку предъявляют некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует чрезмерной невротизации, чувствительности и фрустрации, озлобленности детей, а также проводит к различным акцентуациям характера;

б) когда преобладает вседозволенность, ребенку все разрешено. Если
в семье и существуют какие-то запреты, то он легко их нарушает, зная, что не последует никаких санкций. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей.

Повышенная моральная ответственность – при этом стиле характерно сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием
к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Встречается
в семьях, где:

- существует атмосфера равнодушия и вседозволенности;

- присутствуют нереально высокие требования к ребенку;

- существует система наказаний даже за незначительные нарушения поведения.

В результате у ребенка возникает устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнять какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, демонстративной грубостью и непослушанием. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в заранее продуманных действиях, направленных на то, чтобы отомстить обидчику (в этом случае дети часто портят вещи родителей, пишут на стенах нецензурные слова, занимаются оговорами).

Требовательное отношение – с одной стороны, на ребенка в семье не обращают никакого внимания, с другой стороны, ему предъявляют непомерно высокие требования. В этом случае неудовлетворение потребностей (особенно в эмоциональном контакте, любви и внимании) и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития
и представляют большой риск психотравматизации.

Дополнительные факторы семейного воспитания, провоцирующие возникновение нарушений поведения:

1) неустойчивый стиль воспитания (колебания между гипер- и гипопротекцией);

2) предпочтение в ребенке, подростке детских качеств, когда у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать возрастную фиксацию на таких детских качествах как непосредственность, наивность, игривость, т.е. с ярко выраженным желанием затормозить социализацию ребенка. Такой особенностью отличаются матери, склонные к истерии. Они боятся стареть. Такие матери думают: если мой ребенок будет маленьким, то я буду вечно молодой. Проблема сепарации от ребенка – страх его потерять (отделение ребенка от семьи, от матери);

3) проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (когда родитель в ребенке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе). Такое поведение родителей вызывает у ребенка невротизм (возрастает уровень тревоги) либо вызывает агрессию;

4) перенос конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей, когда каждый или один из них, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противоположной стороне;

5) нарушение супружеских отношений между родителями;

6) неразвитость родительских чувств, когда они предпочитают не иметь дела с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к его потребностям. Чаще встречается у мужчин, которые женились по принуждению, а также воспитывающихся в детских домах. А также встречается у женщин, которые родили ребенка от нелюбимого или ненавистного мужчины;

7) воспитательская неуверенность родителей, когда они идут на поводу у ребенка, уступая и потакая ему во всем.

По материалам книг И. А. Фурманова