Воровство в поведении детей

 

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было».

Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком
в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка. Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» – «не моя». Ребенок постарше (четыре-шесть лет) способен усвоить границы собственности, но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая. И гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь – пластмассовая игрушка, например.

 

Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь – собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто, и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Если малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо и т. д., помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений. Имеется в виду публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых. Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть.

Рекомендации взрослым, если ребенок был замечен в краже:

- не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее,

- не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным («Мне стыдно за тебя», «Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и т. п.);

- не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка – иначе он будет скрывать от вас все;

- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите – даже если не одобряете сейчас его поведение.

По какой причине ребенок ворует деньги из дома?

1. В подростковом возрасте детям очень важно признание и уважение сверстников. И если подобное поведение у него началось недавно, то можно предположить, что данное проявление (воровство денег и раздача их приятелям) связано с личностным становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно, занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями...

В этом случае надо помочь ребенка завоевать авторитет другим способом: если он физически слаб, то отдать его в спортивную секцию, если плохо успевает по каким-то предметам, вплотную заняться его учебой. Необходимо в доброжелательной обстановке объяснить мальчику, что дружбу и уважение за деньги не купишь.

2. Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать деньги у родителей. Основная проблема здесь все та же неуверенность
в себе и неумение сказать «нет».

Доказательно и терпеливо поговорите с ребенком о том, что настоящих друзей в жизни не так много, а люди, которые «подбивают» к действиям, грозящим негативными последствиями, в том числе уголовным наказанием, не могут называться друзьями, и общение с ними нужно прекратить; почитайте вместе с ребенком Уголовный кодекс. Поговорите о том, не боится ли он уголовного наказания; вдохновите ребенка на поиск новых друзей и увлечений.

Также поговорите с сыном о том, что сейчас он находится уже в том возрасте, когда совершается выбор судьбы: он может пойти по дороге успеха или свернуть на дорогу бед и бесславия. Подумайте вместе с ребенком о том, к чему может в будущем (к каким последствиям) привести его поведение сейчас. Но еще раз повторим, что разговор должен вестись в доброжелательной обстановке, без нравоучений, ребенок должен видеть, что Вы искренне стараетесь ему помочь, что Вы его не смотря ни на что любите. Обязательно надо давать возможность ребенку высказаться, но при этом не комментировать его слова, а просто внимательно его слушать.

Три сверхустановки должны быть внушены ребенку: «очень хочу, но нельзя, и я отказываюсь от желаемого», «очень хочу, но стыдно, и я отказываюсь от желаемого», «очень не хочу, но надо, и я выполняю требование, требуемое от меня».

3. Воруя деньги, ребенок может стремиться таким образом получить родительское внимание, пусть и в негативной форме.

В наше время многие родители вынуждены пропадать на работе с утра до ночи. И практически все они испытывают чувство вины перед своим ребенком, зная, что следовало бы уделять ему больше времени. Недостаток внимания они пытаются компенсировать всевозможными подарками. Постепенно ребенок привыкает к такому проявлению любви со стороны самых близких ему людей. Но эта любовь-заменитель не приносит желанного удовлетворения. Радость от очередного подарка не может в полной мере заменить той радости, которую ребенок испытывает от полноценного общения с родителями.

Несмотря на внешнее благополучие семьи, дети чувствуют себя обделенными, им не хватает родительской любви и ласки. И они проецируют свои проблемы на то, что наиболее значимо в их жизни, – деньги, игрушки. Любовь как бы подменяется радостью от приобретения понравившихся вещей, но с ростом потребности в любви у ребенка растет и потребность в деньгах, чтобы порадовать себя. Воруют такие дети, как правило, из карманов и кошельков своих же родителей. Им даже может казаться, что они не просто украли деньги, а отомстили родителям. При этом такие ребята, как правило, не воруют на улице или в гостях.

Рекомендации в этом случае могут быть такими: не стоит слишком жестко относиться к ребенку, т.к. постоянные запреты могут дать обратную реакцию. Если ребенку не хватает внимания, можно посоветовать следующее: боритесь с тягой к воровству, переключая его на новые увлечения; гуляйте и занимайтесь его любимым делом с ним вместе; постарайтесь выделить время на полноценное общение с ребенком; дайте ему почувствовать себя частью семьи (устраивайте семейные ужины, советуйтесь с ребенком и т.д.).

 

Несколько общих рекомендаций

1. Не надо сразу ругать и наказывать ребенка за воровство, обзывать его вором и т.п. Естественно, родителям надо показать, что они очень расстроены; сказать, что, на ваш взгляд, вы не заслужили к себе подобного отношения, что вы всегда относились к потребностям ребенка с пониманием и по мере возможностей старались, чтобы он не чувствовал себя обделенным.

2. Ребенок должен понять, что вы не одобряете его поведение, но вы его все равно любите и хотите вместе с ним решить эту проблему.

3. Чтобы не провоцировать ребенка лишний раз на воровство, все деньги в доме должны быть под контролем, пересчитаны, и не валяться на видном месте. Ребенок должен иметь ввиду, что любая пропажа сразу обнаружится.

4. Если в той среде детей, с которыми дружит ребенок, принято иметь карманные деньги, то нужно давать их регулярно и сыну. А вот сдачу из магазина (от денег, выданных по-целевому на покупку) аккуратно принимать «назад в кассу».

Родителям нужно учитывать еще один тонкий психологический нюанс. В возрасте 11-12 лет подросток»хорошим и отвечающим за себя» человеком. Засмеют. Поэтому к деньгам ребенка надо приучать задолго до того, как они попадут ему в руки. Если вы покупаете вместе с малышом ему подарок или что-то вкусное, обязательно предложите часть денег выделить на маленький сувенир бабушке, папе или младшей сестре. Пусть это войдет в практику. Плоды такого воспитания не заставят себя ждать. Прежде всего, подросток будет приучен думать не только о себе, расходуя карманные деньги не только на свои нужды, но и покупая что-то для близких. А ваша благодарность будет подкреплять в нем ощущение себя как «я – хорошего», «я – великодушного». Вряд ли у такого ребенка возникнут проблемы с воровством.